На базе ЦНИИТМАШ прошла стажировка в рамках отраслевой программы развития «Новые продукты Росатома»

Вторник, 26 декабря 2017

На базе АО «НПО «ЦНИИТМАШ» (входит в машиностроительный дивизион Росатома – Атомэнергомаш) прошла отраслевая стажировка «Аддитивные технологии, практика запуска нового направления бизнеса» для участников образовательных программ «Экономика конструирования» и «Бизнес-мастерская» в рамках отраслевой программы развития «Новые продукты Росатома». Участниками стали представители предприятий различных дивизионов Госкорпорации Росатом: сотрудники АО «ВНИИНМ», АО «КОНСИСТ-ОС», АО «ВНИИХТ», ФГУП «РФЯЦ-ВНИИТФ», АО «ВНИПИпромтехнологии», АО «Атомэнергоремонт». 

Программа стажировки включала в себя знакомство с основными трендами в области аддитивных технологий, практическими рекомендациями по запуску новых направлений бизнеса. Открыл ее первый заместитель генерального директора АО «Наука и инновации» Алексей Дуб. В своем докладе он обозначил ключевые этапы технологического процесса и преимущества аддитивных технологий. Также он рассказал о прогнозе развития рынка аддитивных технологий и наиболее перспективных областях их потребления, поделился опытом «Росатома» во внедрении производства с использованием аддитивных технологий и результатами их развития в контуре Госкорпорации.

Следующим докладчиком стал заместитель генерального директора по научной работе Константин Косырев. Он рассказал об истории ЦНИИТМАШ и о том, что представляет собой институт сегодня: о его целях и задачах, структуре и взаимодействии с потребителем, ключевых функциях в структуре Госкорпорации и направлениях деятельности – как традиционных, так и инновационных. Отдельное внимание в своем докладе он уделил оборудованию для аддитивного производства и деятельности лаборатории аддитивных технологий.

В рамках технического тура по ЦНИИТМАШ заместитель директора института технологии поверхности и наноматериалов по планово-производственной работе Евгений Третьяков рассказал о принципах работы головного образца установки для послойного наращивания методом селективного лазерного плавления из металлических порошковых материалов MeltMaster3D-550, разработанного и собранного в ЦНИИТМАШ, продемонстрировал процесс его работы и опытные образцы, а также ответил на вопросы присутствующих. 

Начальник отдела маркетинга и стратегического планирования АО «Наука и инновации» Петр Зеленов рассказал участникам о поиске идей в рамках развития новых направлений бизнеса. Он подробно остановился на понятии продуктовой стратегии как важного инструмента развития бизнеса, обеспечивающей переход от стратегии к конкретным действиям, а также о роли рыночного и технологического интегратора. Докладчик также предоставил результаты анализа мирового и российского рынка АТ в целом, и 3D-принтеров в частности, его базовых сегментах, драйверах роста и ограничителях, крупнейших игроках а также прогнозах развития на ближайшие 4 года. Он выдвинул тезис о необходимости Росатома воздействовать на формирующийся в РФ рынок аддитивных технологий, наметил приоритетную модель и ключевые этапы его развития, преимущества и риски, а также представил список его потенциальных потребителей в нашей стране. 

«Аддитивные технологии – это стратегическое направление развития ГК, целью которого является создание полного цикла аддитивного производства, от разработки технологий до конечных изделий, чтобы к 2030 году занять не менее 10% мирового рынка аддитивных технологий» – считает Петр Зеленов. Он рассказал также о важности скорейшей интенсификации бизнес-усилий по развитию направления аддитивных технологий в Росатоме, преимуществах и недостатках создания для этой цели компании или проектного офиса, оптимальных для обоих ситуаций бизнес-моделях.

В ходе доклада Петр Зеленов обосновал соответствие направления аддитивных технологий критериям отбора бизнесов для выхода Госкорпорации «Росатом» на новые рынки: по его мнению, такой бизнес должен находится на этапе становления, быть значимым в глобальном масштабе, важным для базовых потребностей РФ, диверсифицированным по сегментам B2B и B2C, а выводящая его компания должна обладать конкурентными преимуществами.

Также он коснулся вопроса создания компании ООО «РусАТ» как единого интегратора, необходимого системного решения для применения накопленного опыта, компетенций и технологической базы, развития аддитивных технологий в России и занятия значимой доли рынка как в нашей стране, так и за рубежом. Для решения его задач необходима концентрация компетенций, координация деятельности отраслевых и внеотраслевых организаций для обеспечения конкурентоспособности на российском и международных рынках. Он обозначил стратегию компании с 2017 по 2019 год и схему взаимодействия участников программы по развитию аддитивных технологий, планируемой к проведению под эгидой РусАТ.

 

Выбор ЦНИИТМАШ в качестве площадки для стажировки не случаен. В ЦНИИТМАШ собран богатый опыт научных исследований в материаловедении, разработке технологических процессов и машиностроении. В процессе стажировки удалось сформировать картину успеха, показать практическую достижимость поставленных целей по организации новых направлений бизнеса и создать условия для полноценного обмена опытом.

 

Мероприятие было организовано АНО «Корпоративная Академия Росатома» совместно с ЦНИИТМАШ по заказу Блока по развитию и международному бизнесу Госкорпорации Росатом. Участники отметили, что отраслевая стажировка оказалась для них полезной и дала возможность не только узнать больше об аддитивных технологиях, но и существенно продвинуться в вопросах кооперации предприятий Росатома в рамках данного направления нового бизнеса.